Rambler's Top100

Международный антитеррористический
Медиафорум

Поиск
   
на главную карта сайта написать письмо Увеличить размер шрифта Уменьшить размер шрифта
Главная
Партнерам
Учеба журналистов
Новости
Форум
Программа
Выступления
Фотогалерея
Конференции
ремонт пластиковых деталей автомобилей, к2 в москве.

ОДКБ: разумный баланс интересов

Генеральный cекретарь ОДКБ Бордюжа Николай Николаевич

24 мая Секретариат Организации Договора о коллективной безопасности совместно с Международным антитеррористическим медиафорумом проведет встречу руководителей пресс-служб, подразделений по связям с общественностью силовых министерств государств-членов Организации.

Руководители пресс-служб обсудят вопросы по объединению информационного потенциала государств-членов ОДКБ в интересах сохранения общего информационного пространства и совместного информационного противодействия современным вызовам и угрозам.

Недавние события в Киргизии и Узбекистане еще раз показали, что постсоветское пространство остро нуждается в эффективной системе коллективной безопасности, способной противостоять угрозам и вызовам XXI века.

Активизация международного терроризма, политического и религиозного экстремизма, наркомафии и организованной преступности представляют сегодня реальную опасность для многих стран СНГ. При этом, как показывает опыт, лелеявшиеся кое-кем надежды на то, что обеспечить свою безопасность и внутреннюю стабильность можно исключительно за счет интеграции в западные военно-политические структуры (НАТО, ОБСЕ и т.д.) явно не оправдываются.

Очевидно, что страны СНГ нуждаются в собственном военно-политическом союзе, основанном на учете специфики постсоветского пространства, разумном балансе интересов его участников и способном на равных продуктивно взаимодействовать с другими международными структурами в сфере безопасности.

Прообраз такого союза в настоящее время уже существует в лице Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ), созданной в 2002 году по решению глав 6 государств СНГ - России, Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Эта организация возникла в результате сложных и противоречивых процессов, протекавших последние 15 лет на территориях, когда то входивших в состав бывшего СССР.

Как известно, первоначально Договор коллективной безопасности был подписан в мае 1992 года Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном. Через год к ним присоединился Азербайджан. Молдавия и Украина в ДКБ не входили, но участвовали в заседаниях в качестве наблюдателей.

Аморфный характер этого договора и разновекторные амбиции ряда его участников постепенно привели к кризису. В мае 1999 г. из ДКБ вышли Азербайджан, Грузия и Узбекистан, создав вместе с Молдавией и Украиной прозападный альянс ГУУАМ. Ситуация усугублялась также активным расширением американского военного присутствия в центрально-азиатских государствах СНГ и в Закавказье.

В этих условиях, по инициативе России, шесть наиболее последовательных членов ДКБ приняли совместное решение о повышении статуса Договора и преобразовании его в Организацию ДКБ. По оценке президента России В.Путина, смысл ОДКБ состоит в том, чтобы "обеспечить безопасность, территориальную целостность и суверенитет стран-участниц".

Согласно уставу, ОДКБ является субъектом международного права и может самостоятельно в рамках своей компетенции заключать международные договоры и соглашения, а также иметь дипломатические отношения с другими международными организациями.

Высшим органом Организации стал Совет коллективной безопасности, в который входят президенты шести государств. Созданы Совет министров обороны, Комитет секретарей Советов безопасности и Постоянный совет, который объединяет полномочных представителей государств, работающих при ОДКБ на постоянной основе. Высшим координирующим органом является Секретариат во главе с назначаемым на 3 года генсеком, которым на сегодня является Николай Бордюжа.

Было принято важное решение о создании Объединенного штаба, который призван заниматься оперативным руководством силами быстрого реагирования (СБР). Также было решено сформировать региональные командования СБР: на западном направлении - в Белоруссии, на кавказском - в Армении и на центрально-азиатском - в Казахстане. Принципиально важным является положение устава о том, что при возникновении угрозы одной из стран - участниц ОДКБ ей может быть оказана военная помощь.

Немаловажно и то, что, согласно договору, российская боевая техника будет поставляться в страны ОДКБ на льготных условиях, то есть по тем же ценам, по которым военное оборудование закупается вооруженными силами России. Это позволит, с одной стороны, всем членам организации приобрести недорогую, но современную технику, с другой - будут увеличены заказы для российских предприятий ВПК. Кроме того, курсанты и офицеры стран ОДКБ обучаются в военных вузах России на льготных условиях.

За прошедшее со дня своего образования время ОДКБ в целом доказала, что отнюдь не является очередной мертворожденной структурой. Странам-участникам удалось достичь довольно высокого уровня взаимодействия своих правоохранительных и силовых структур в борьбе с террористическими проявлениями, пресечении незаконного оборота наркотиков и укреплении общего оборонного потенциала.

Так, в 2003-2004 гг. на территории стран-членов ОДКБ проводилась комплексная оперативно-профилактическая операция "Канал" с целью перекрытия маршрутов контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и т.д. Совместные действия спецслужб и правоохранительных органов шести государств-членов ОДКБ позволили перехватить около 5 тонн наркотических средств и более 240 тонн сырья для их изготовления.

Выявлены также тысячи преступлений, связанных с контрабандой наркотиков, изъято оружие и взрывные устройства. Благодаря привлечению к операции ряда других стран региона, на период ее проведения удалось реально создать "антинаркотический пояс безопасности" на северной границе Афганистана. Операцию "Канал" предполагается продолжить с привлечением (при их желании) и других международных организаций.

Активизировалось и военное сотрудничество в рамках ОДКБ. Были достигнуты важные договоренности в сфере совместного производства вооружения, создания общей системы ПВО и т.д. Спланирован и частично уже проведен ряд совместных командно-штабных и войсковых учений армий стран ОДКБ. Например, в апреле с.г. в Таджикистане успешно прошли учения Коллективных сил быстрого развертывания центральноазиатского региона (КСБ ЦАР) ОДКБ "Рубеж-2005".

Укрепляется и международный авторитет ОДКБ. В мае с.г. Генеральный секретарь Организации Николай Бордюжа впервые принял участие в Форуме ОБСЕ в Вене (Австрия) по сотрудничеству в области безопасности. Николай Бордюжа в очередной раз обратился к государствам-членам НАТО и другим европейским странам с предложением объединить усилия в борьбе с терроризмом и наркобизнесом.

Конечно, в ОДКБ не все так гладко. Нельзя отрицать того, что эффективность ОДКБ пока еще далека от желаемой (что показали события в Киргизии), а между его членами порой возникают существенные разногласия при выработке единых внешнеполитических позиций. В этом смысле ОДКБ, конечно, никогда не станет аналогом Варшавского договора.

К тому же нынешнее руководство России перед собой такой цели и не ставит. Как отметил Владимир Путин, "страны ДКБ сотрудничают и дружат не против кого-то, а против угроз, с которыми мы сталкиваемся". Организация готова сотрудничать с другими организациями подобного рода, как на Западе, так и на Востоке, как с НАТО, так и с Шанхайской организацией сотрудничества. Другое дело, что НАТО и прочие западные структуры пока не проявляют особого рвения к такому сотрудничеству.

Думается, что в этих условиях руководство России, учитывая современные реалии и выступая против формирования однополярного мира, наряду с другими мерами вполне оправданно предпринимает шаги по укреплению не только экономического, но и военно-политического сотрудничества с желающими этого странами на постсоветском пространстве.

Вопросы о том, какое будущее ждет ОДКБ, сможет ли он расширить в будущем свои ряды и т.д. зависит от множества политических и экономических факторов. Понятно, что потребуются еще немалые усилия, чтобы ОДКБ превратилась в по-настоящему сильную региональную организацию безопасности и серьезный оборонительный союз, причастный к формированию архитектуры европейской и международной безопасности.

Если России и ее союзникам удастся добиться такого результата, от этого объективно выиграет не только стабильность и безопасность постсоветского пространства, но, скорее всего, и общая международная безопасность.



Место проведения встречи: зал заседаний Объединенного штаба ОДКБ (Москва, Ленинградский проспект, 41).

Аккредитация участников по телефону: (095) 923-25-12. E-mail: odkb@gov.ru

 
  Дизайнерская группа
ОДКБ 2005
тел.: 8-926-233-44-10
e-mail:
адрес: 125047 г. Москва, Оружейный пер, 15а
Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования